|
|
|
Хазар
Экспедиционный авто- мобиль на базе Toyota Land Cruiser 80 GX
|
|
|
|
Скиф
Экспедиционный авто- мобиль на базе Toyota Land Cruiser 80 GX
|
|
|
|
Печенег
Экспедиционный автомобиль на базе УАЗ 31519
|
|
|
|
ATV Yamaha Grizzly
Модернизированная модель ATV Yamaha Grizzly
|
|
|
|
Nissan Pathfinder
Спортивный автомобиль T1 для участия в ралли-рейдах
|
|
|
|
Mattracks
Гусеничные движители для полноприводных автомобилей
|
|
По волшебной реке
Там, где сливаются реки Черная и Белая,
начинается Пинегоа - северная река, приютившая на
своих берегах не тронутые цивилизацией деревни.
В этих краях, как и тысячу лет назад, считается
нормальным общаться с лешим, оставлять еду
домовому и поддерживать отношения с баньши.
Обычно джиперы выезжают помесить грязь просто
для удовольствия — испытать себя и машину,
пообщаться с единомышленниками. Однако на этот
раз конвой из трех подготовленных внедо-рожников
выступил в качестве транспорта для
этнографической экспедиции, организованной
Интернет-журнал ом EXparty. ru и Российским
этнографическим музеем.
Железо и фольклор
Автомобили для непростого путешествия
готовила компания «JT-Mobilis» — многие наверняка
помнят имя ее главного инженера Александра
Фулиди. Несколько лет назад он блистал на
внедорожных соревнованиях на собственноручно
подготовленной машине, а потом поставил
превращение серийных машин в настоящие
вездеходы на профессиональную основу. Пара Toyota
Land Cruiser и один УАЗ были подвергнуты лифтингу —
подъему кузова, позволяющему уместить в арки
огромные колеса, оснащены зашитой двигателя и
мостов, выведенными на крышу воздухозаборниками
(т.н. шноркелями), позволяющими преодолевать
глубокие броды, и, конечно, лебедками. Кроме того,
крышу каждой из машин украшал вместительный
багажник со снаряжением.
Для «JT-Mobilis» это путешествие стало отличным
поводом ис-пытать свою технику, ну а этнографы
смогли добраться в труднодоступные места. Целью
ученых была прежде всего этнографическая
разведка — знакомство с местными жителями и
выбор тем для изучения в следующем сезоне. Дело в
том, что жители глухих деревень редко готовы
открыть тайны своего уклада пришлому человеку,
но, если ты гостил у них, это событие забудется
вряд ли — следующая встреча пройдет намного
теплее.
Стартовала экспедиция из Москвы, и на фоне
последующих приключений дорога до Великого
Устюга вряд ли заслуживает внимания. Ну а после
родины Деда Мороза цивилизация кончилась.
У деревни Гридкино конвои свернул с трассы и,
переправившись на пароме, отправился в верховья
Пинеги. У реки группа разделилась. Одна Toyota ушла
по левому берегу в деревню Лохома, другая вместе
с УАЗом пробивалась к деревне Собра, месту сбора,
по другому берегу. При этом на переправе
ульяновский внедорожник разорвал покрышку об
останки моста, да так, что восстановлению она не
подлежала. Дальнейший путь исследователей
пролегал по-прежнему вдоль Пинеги, и у ее притока,
Илеши, команду ждал неприятный сюрприз —
переправа через этот водоток оказалась
невозможной — заиленное в соответствии с
названием дно реки не позволяло ее форсировать.
Тогда этнографы, чтобы не терять времени,
направились вниз по течению на резиновой лодке, а
автомобили двинулись вдоль Илеши в надежде найти
брод. Блуждать им пришлось трое суток. Дороги
сходились и расходились без всякого
соответствия с картой — такое впечатление, что
джиперов водил по лесу леший. В итоге было
принято решение вернуться и снова попробовать
перебраться через Илешу у ее устья в надежде на
то, что вода немного спала. Увы, попытка
завершилась неудачей — застрявший посреди реки
Land Cruiser пришлось тащить обратно лебедкой другой
машины да поскорее, пока не засосало. Снова
двинулись вверх по неприступной реке в надежде
найти подходящее место для брода, и удача
все-таки улыбнулась — форсировать Илешу удалось
легко и непринужденно
На этом приключения не кончились — от деревни
Коданачи налось сплошное бездорожье. Однако с
ним ведомые опытными драйверами автомобили
справились отлично — помимо уже упомянутой
покрышки, заниматься пришлось лишь пробитым
радиатором. Причем силиконовый герметик надежд
не оправдал. Тогда в ближайшем населенном пункте
был куплен горчичныи порошок и высыпан в систему
охлаждения. Горчица закупорила дыры, и путь
удалось продолжить. Ну а последняя часть
маршрута до самого Архангельска пролегала по
относительно хорошей дороге вдоль Пинеги.
Заповедник нечисти
Что же хотят найти этнографы в
районах-изолятах? С одной стороны ничего
особенного — идет нормальный сбор информации о
традициях, быте и укладе людей, живущих теми же
понятиями, что и их предки. Да, там есть
электричество и телевизоры, но существенного
влияния это ни на что не оказывает. Мир вокруг
населен духами, с которыми можно и нужно ладить.
Причем понятия рассказчиков о
сверхъестественных силах удивительным образом
сходятся — для них это не сказки, а совершенно
объективная реальность. С лешим нужно
разговаривать шиворот-навыворот, произнося
звуки в обратном порядке, и одежду при этом
надевать наизнанку. Пастуху знающему Слово и
способному договориться с «лесным хозяином» о
сохранности скота, совхоз платит больше, а
милиция, отчаявшись найти потерявшегося в лесу
малыша, обращается к колдунье, и в итоге ребенка
находят. Для нас это выглядит невероятно, но на
берегах Пинеги живут именно так. Не верите? Что ж,
попробуйте попасть туда сами
"Автомир", №46, 2003. Савва Сафонов
|
|