.



Хазар

Экспедиционный авто-
мобиль на базе Toyota Land Cruiser 80 GX
Скиф

Экспедиционный авто-
мобиль на базе Toyota Land Cruiser 80 GX
Печенег

Экспедиционный автомобиль на базе УАЗ 31519
ATV Yamaha Grizzly

Модернизированная модель ATV Yamaha Grizzly
Nissan Pathfinder

Спортивный автомобиль T1 для участия в ралли-рейдах
Mattracks

Гусеничные движители для полноприводных автомобилей


По волшебной реке

Там, где сливаются реки Черная и Белая, начинается Пинегоа - северная река, приютившая на своих берегах не тронутые цивилизацией деревни. В этих краях, как и тысячу лет назад, считается нормальным общаться с лешим, оставлять еду домовому и поддерживать отношения с баньши.

Обычно джиперы выезжают помесить грязь просто для удовольствия — испытать себя и машину, пообщаться с единомышленниками. Однако на этот раз конвой из трех подготовленных внедо-рожников выступил в качестве транспорта для этнографической экспедиции, организованной Интернет-журнал ом EXparty. ru и Российским этнографическим музеем.

Железо и фольклор

Автомобили для непростого путешествия готовила компания «JT-Mobilis» — многие наверняка помнят имя ее главного инженера Александра Фулиди. Несколько лет назад он блистал на внедорожных соревнованиях на собственноручно подготовленной машине, а потом поставил превращение серийных машин в настоящие вездеходы на профессиональную основу. Пара Toyota Land Cruiser и один УАЗ были подвергнуты лифтингу — подъему кузова, позволяющему уместить в арки огромные колеса, оснащены зашитой двигателя и мостов, выведенными на крышу воздухозаборниками (т.н. шноркелями), позволяющими преодолевать глубокие броды, и, конечно, лебедками. Кроме того, крышу каждой из машин украшал вместительный багажник со снаряжением.

Для «JT-Mobilis» это путешествие стало отличным поводом ис-пытать свою технику, ну а этнографы смогли добраться в труднодоступные места. Целью ученых была прежде всего этнографическая разведка — знакомство с местными жителями и выбор тем для изучения в следующем сезоне. Дело в том, что жители глухих деревень редко готовы открыть тайны своего уклада пришлому человеку, но, если ты гостил у них, это событие забудется вряд ли — следующая встреча пройдет намного теплее.

Стартовала экспедиция из Москвы, и на фоне последующих приключений дорога до Великого Устюга вряд ли заслуживает внимания. Ну а после родины Деда Мороза цивилизация кончилась.

У деревни Гридкино конвои свернул с трассы и, переправившись на пароме, отправился в верховья Пинеги. У реки группа разделилась. Одна Toyota ушла по левому берегу в деревню Лохома, другая вместе с УАЗом пробивалась к деревне Собра, месту сбора, по другому берегу. При этом на переправе ульяновский внедорожник разорвал покрышку об останки моста, да так, что восстановлению она не подлежала. Дальнейший путь исследователей пролегал по-прежнему вдоль Пинеги, и у ее притока, Илеши, команду ждал неприятный сюрприз — переправа через этот водоток оказалась невозможной — заиленное в соответствии с названием дно реки не позволяло ее форсировать. Тогда этнографы, чтобы не терять времени, направились вниз по течению на резиновой лодке, а автомобили двинулись вдоль Илеши в надежде найти брод. Блуждать им пришлось трое суток. Дороги сходились и расходились без всякого соответствия с картой — такое впечатление, что джиперов водил по лесу леший. В итоге было принято решение вернуться и снова попробовать перебраться через Илешу у ее устья в надежде на то, что вода немного спала. Увы, попытка завершилась неудачей — застрявший посреди реки Land Cruiser пришлось тащить обратно лебедкой другой машины да поскорее, пока не засосало. Снова двинулись вверх по неприступной реке в надежде найти подходящее место для брода, и удача все-таки улыбнулась — форсировать Илешу удалось легко и непринужденно

На этом приключения не кончились — от деревни Коданачи налось сплошное бездорожье. Однако с ним ведомые опытными драйверами автомобили справились отлично — помимо уже упомянутой покрышки, заниматься пришлось лишь пробитым радиатором. Причем силиконовый герметик надежд не оправдал. Тогда в ближайшем населенном пункте был куплен горчичныи порошок и высыпан в систему охлаждения. Горчица закупорила дыры, и путь удалось продолжить. Ну а последняя часть маршрута до самого Архангельска пролегала по относительно хорошей дороге вдоль Пинеги.

Заповедник нечисти

Что же хотят найти этнографы в районах-изолятах? С одной стороны ничего особенного — идет нормальный сбор информации о традициях, быте и укладе людей, живущих теми же понятиями, что и их предки. Да, там есть электричество и телевизоры, но существенного влияния это ни на что не оказывает. Мир вокруг населен духами, с которыми можно и нужно ладить. Причем понятия рассказчиков о сверхъестественных силах удивительным образом сходятся — для них это не сказки, а совершенно объективная реальность. С лешим нужно разговаривать шиворот-навыворот, произнося звуки в обратном порядке, и одежду при этом надевать наизнанку. Пастуху знающему Слово и способному договориться с «лесным хозяином» о сохранности скота, совхоз платит больше, а милиция, отчаявшись найти потерявшегося в лесу малыша, обращается к колдунье, и в итоге ребенка находят. Для нас это выглядит невероятно, но на берегах Пинеги живут именно так. Не верите? Что ж, попробуйте попасть туда сами

"Автомир", №46, 2003. Савва Сафонов

info@ecilimited.ru   +7 095 775 3069