.



Хазар

Экспедиционный авто-
мобиль на базе Toyota Land Cruiser 80 GX
Скиф

Экспедиционный авто-
мобиль на базе Toyota Land Cruiser 80 GX
Печенег

Экспедиционный автомобиль на базе УАЗ 31519
ATV Yamaha Grizzly

Модернизированная модель ATV Yamaha Grizzly
Nissan Pathfinder

Спортивный автомобиль T1 для участия в ралли-рейдах
Mattracks

Гусеничные движители для полноприводных автомобилей


Вне зоны действия сети

Все участвовавшие в экспедиции автомобили прошли специальную внедорожную подготовку. От своих серийных собратьев машины в первую очередь отличаются колесами большего диаметра. Это единственный способ увеличить клиренс автомобиля с неразрезными мостами, каковыми являются и Toyota Land Cruiser 80, и УАЗ. Для того чтобы эти "катки" влезли в арки, а также для улучшения геометрической проходимости кузова внедорожников подняты над мостами. При подготовке "Тойот" применен в корне различный подход к "лифтованию". "Скиф" (машина Джокера) поднят за счет изменения подвески, а кузов "Хазара" Фулиди сидит выше благодаря проставкам между кузовом и рамой. Естественно, большинство элементов подвески усилено. Кроме того, не обошлось без традиционных лебедок и шнорхелей - труб, позволяющих забирать воздух для мотора на уровне крыши. Отдельная строка во внедорожном тюнинге -свет. "Люстра" на верхнем багажнике способна светить в любую сторону или во все одновременно.

Когда он влетел в зону ожидания в аэропорту, на лице было написано такое счастье, будто заход на посадку этого ТУ-134 он выполнял сам. Посетители аэропорта смущенно улыбались, наблюдая, как в несвойственной себе манере Влад заключил меня в объятья, долго, с чувством тряс руку и наконец выпалил: "Ну, спасибо, дорогой!". Все объяснялось просто: я устроил ему внеплановый отпуск, отправив в экспедицию, организованную рейдовой командой Joker. Сначала казалось, что кроме российской глубинки, комаров и грязи там не будет ничего. Предположения не оправдались. Дальше рассказывать будет он сам.

Представьте себе три внедорожника, под завязку забитых современной аппаратурой и новейшими средствами выживания в сердце российской глубинки! Именно так выглядела экспедиция, организованная российским этнографическим музеем и Интернет-изданием exparty.ru

Ранним утром, на второй день празднования московского Дня города, от некогда пафосной, а ныне потускневшей гостиницы "Украина" экспедиция в составе двух "Тойот", одного УАЗика, девяти человек и лайки отправилась в путь. Как и в любом другом масштабном предприятии, перед участниками стоял широкий круг задач. Этнографы - кандидат исторических наук Дима Баранов и Евгения Гуляева - мечтали поработать в заповедных местах русского севера. Раньше, когда к услугам ученых была вся мощь советского государства, в такие экспедиции летали на вертолетах, а нынче... ну, вы сами все понимаете. Задачей "Командора" Сардара, известного в джиперском мире под именем Joker, и Александра "Фунта" Фулиди, кроме водительских функций, было всестороннее тестирование подготовленной компанией JT-Mobilis автотехники. Саша Гречко, он же "Кэмел", исполнял, пожалуй, самую важную роль. Американские солдаты шутят, что умей они сказать на любом языке фразу "Я везу вам еду", они бы прошли любые кордоны. И "Кэмэл" вез еду, готовил ее, разбивал лагерь.

Что до журналистов и штатного фотографа экспедиции Жени Антоненко, то тут все и так ясно. Эксклюзив. А вот какие цели ставил перед собой пес Чак, неясно. Да, правду говоря, его и не спрашивали.

Первый экспедиционный день прошел гладко. Марш-бросок от Москвы до Великого Устюга запомнился только неуемным аппетитом УАЗика. Где-то между Вологдой и родиной Деда Мороза этот пожирающий 25 литров на сотню монстр опустошил оба своих бака. Не надеясь на подзабытое братство дорог, за бензином отправилась сопровождавшая его "Тойота", а в под завязку загруженном скарбом салоне УАЗа Саша Гречко и Женя делились опытом прошлых экспедиций. Вы знаете, как работают геологи в тундре? Я тоже не знал. Оказывается, партия из одного-двух человек пешком двигается по маршруту, а провизию, дрова, инструменты сбрасывают в определенных точках с вертолета. Партизанщина...

На следующий день мы покинули Великий Устюг (последний телевизор, последняя чашка кофе в гостиничном баре...). В Котласе был сделан последний звонок по мобильному телефону. Дальше пошли места с непривычными названиями - Верхняя Тойма, Согра, Ламбас, "автобаны", собранные из двух рядов бетонных плит.

Чтобы дать этнографам возможность как можно раньше приступить к работе, Toyota Сардара ушла в отрыв, а экипажи продуктово-хозяйственного УАЗика и сопровождавшего его "Лэнд Крузера" Фулиди оказались в роли догоняющих. В тот день я узнал немало о жизни на русском севере. Паром через Северную Двину представлял собой баржу с ошвартованным к ней 30-тонным "сормовским" катером. Таким путем мы оказались в Верхней Тойме - поселке, въезной знак в который проезжаешь, покидая причал. Под завязку заправив машины, приступаем к поиску гостиницы, где должны были оставить весточку наши лидеры. Первый же "местный" - шабашник из Новгорода - оказался словоохотливым парнем. "Нет, вы в гостиницу не езжайте, -советовал он нам, - клоповник там. Вот в Двинском - это гостиница: - чисто, простыни белые, но вы туда тоже не ездите -морду набьют..." Мрачные предсказания аборигена подтвердил Фулиди, заявив, что он знает нравы лесорубов и лично был свидетелем их досуга. "Во-во, - продолжил пытаемый нами "язык", - тут в Двинской пристав приезжал, так его мотоциклом переехали. Его же мотоциклом". Проверять информацию не стали. Бабушка на "ресепшене" верхнетойменского отеля передала, что наши этнографы поехали в деревню Согра, но от себя добавила, что мы туда не доедем по причине ремонта переправы.

Мост действительно встретил нас неприветливо. С одной стороны он был перегорожен автокраном, а на другом берегу въезд преграждал трактор-трелевочник. Но не зря работали специалисты JT-Mobilis под руководством Александра Фулиди над доводкой машин. Тот самый неуклюжий на трассе УАЗик легко форсировал реку рядом с мостом. Правда, выезд из брода, разбитый грузовыми "Уралами" и "автобусом" на базе Камаза, мы преодолевали полночи. И если УАЗ прошел его хоть и не играючи, но своим ходом, то лифтованная и обутая в "тридцать пятую" резину Toyota Land Cruiser 80 оказалась на том берегу только благодаря самоотверженности экипажа, 10-тонной лебедке Warn и ценой одной насмерть убитой покрышки.

Попади в наш лагерь кто-либо из местного населения - его удивление было бы не меньшим, чем у алеута, допущенного на борт атомной субмарины. По вечерам наш лагерь напоминал походную ставку главнокомандующего, попавшего на вражескую территорию. Электроэнергия обеспечивалась портативным генератором. Из двух походных столов один был полностью занят компьютерной техникой. На вооружении стояли три ноутбука, спутниковые телефоны и факс/модем. И вместе с тем вся эта техногенная начинка не сыграла никакой роли ни при преодолении бродов, ни на разбитых, подчас отсутствовавших дорогах. Пробитый радиатор был починен Фулиди с помощью кусачек и обычной горчицы. Измерение глубин рек проводилось дедовским способом: Саша Гречко одевал бродники (сапоги, доходящие до подмышек) и лез в воду.

Даже хваленый GPS подчас пасовал. Ну не понимают картографы разницы между грунтовой дорогой и лесовозным грейдером. Как выяснилось, местное население тоже не особо доверяет современной технике. Любой ответ на вопрос из серии "как проехать?" после подробного объяснения заканчивался фразой типа "но вы там не проедете". Но мы там проезжали. Еще на третий день стало понятно, что форсировать реки Пинега и Илеша пока невозможно из-за высокого уровня воды. Именно тогда экспедиция разделилась. Этнографы и Женя Антоненко отправились на лодке вниз по Илеше, а экипажи автомобилей поехали искать проходимый брод. И через пару дней он был найден. Мы пересекли Илешу около деревни Красное и добрались до местечка Кода. Оттуда до точки встречи с ушедшими в "автономку" этнографами вел зимник, по которому летом не ездили даже трактора. Зато проехали УАЗик и "Тойота". Правда, эти восемь километров гати покорялись в течение суток.

Вероятно, наша экспедиция скоро сама сможет пополнить собой список местных преданий и легенд. Как стая танков, наш конвой занимал деревню за деревней. Мы брали "языков". Спрашивали о дорогах и просили указать нам на коммунис... простите, на пожилых людей, знающих местные поверья и обычаи. Время от времени до нас доходили слухи то о "шайке миллионеров из самой Вологды", скупающих ягоды - основной источник дохода местного населения, то говорили о неведомой и затерявшейся геологической партии. И все это было о нас.

Спустя две недели странствий экспедиция благополучно вернулась в Москву. Собран богатый этнографический материал, отсняты мегабайты фото- и видеоматериалов. Автомобили JT-Mobilis сдали очередной экзамен, хотя я и уверен, что Александр Фулиди уже знает, как их в очередной раз можно усовершенствовать. Увы, дела позвали меня в цивилизованный мир неделей раньше. Волею судеб я впервые в сознательной жизни увидел ночной город сквозь иллюминатор самолета. Россыпь огней. Где-то они собираются в сияющие стаи, где-то на гигантской покрытой мраком территории мерцают одинокие звездочки. И на этих черных пятнах тоже живут люди. Мужики, идущие за плутом и понукающие тянущую его лошадку. Мужики, всякому досугу предпочитающие общение с зеленым змием. Те самые русские женщины, не боящиеся никакой работы. Современные коробейники на УАЗах-"буханках", забитых под завязку дешевыми ситцевыми платьицами и китайскими "лего". Дети чумазые, но неизменно жизнерадостные.

А еще там живут люди, собственными руками готовящие себе автомобили. Умеющие одинаково ловко управляться как с компьютером, так и с бензопилой. Знающие, что смесь 76-го бензина и обычного нафталина вполне заменяет отсутствующий в глубинке 92-й. Могущие выбраться из любой дыры, умело пользуясь только тем, что под рукой. Я так не умею. Оттого велико мое восхищение и уважение безгранично. Респект, мужики!

"Колеса", ноябрь 2003. Влад Бобылев, А. Е.

info@ecilimited.ru   +7 095 775 3069